Общие сведения
За 9 месяцев 2015 года на дорогах Московской области зарегистрировано 537 (АППГ – 575) дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 22 юных участника дорожного движения погибли (АППГ – 21) и 562 (АППГ – 607) несовершеннолетних получили травмы различной степени тяжести.
Отчетный период | 9 месяцев | |
2014 год | 2015 год | |
Количество ДТП | 575 | 537 |
Количество погибших в ДТП | 21 | 22 |
Количество раненых | 607 | 562 |
Тяжесть последствий | 3,3% | 3,8% |
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество дорожных аварий с участием несовершеннолетних сократилось на 6,6%, число раненных в них детей уменьшилось на 7,4%, но увеличилось количество погибших детей на 4,8%. Дорожно-транспортные происшествия, при которых погибли юные участники дорожного движения, имели место на территориях обслуживания отделов ГИБДД Коломенского (3 погибших ребенка), Волоколамского (2 погибших), Наро-Фоминского (2 погибших), Воскресенского (1 погибший), Красногорского(1 погибший), Мытищинского (1 погибший), Павлово-Посадского (1 погибший) и Орехово-Зуевского (1 погибший) районов, 7 батальона (3 погибших), 5 батальона (2 погибших), 14 батальона (2 погибших), 6 батальона (1 погибший) 2 полка ДПС (южный), 2 батальона (1 погибший) и 11 батальона (1 погибший) 1 полка ДПС (северный) ГИБДД ГУ МВД Росси по Московской области.
Всего за 9 месяцев 2015 года на территории Московской области произошло 5671 учетное дорожно-транспортное происшествие, в которых 987 человек погибли и 6895 получили ранения.
ДТП, в результате которых пострадали дети, составили 9,5% от общего количества учетных ДТП, погибшие несовершеннолетние 2,2%, травмированные - 8,2%.
382 (71,1%) дорожные аварии, в результате которых пострадали юные участники дорожного движения, произошли на территориях обслуживания районных отделов Госавтоинспекции, 155 (28,9%) ДТП зарегистрировано в зонах ответственности батальонов (рот) ДПС, причем, 91 ДТП (59%) приходятся на строевые подразделения 2 полка ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области.
Несмотря на общее снижение количества ДТП с участием детей в целом по Московской области, значительный рост дорожных аварий зарегистрирован в ОГИБДД Балашихинского (+75%), Волоколамского (+100%), Клинского (+200%), Лотошинского (+200%), Щелковского (+82%), Серебряно-Прудского (+100%), Шаховского (+100%) районов, г.о. Дубна (+200%).
Наибольшее количество ДТП зарегистрировано на территории обслуживания отделов ГИБДД Люберецкого (25 ДТП), Балашихинского (21 ДТП), Щелковского (20 ДТП), Одинцовского (19 ДТП), Подольского (19 ДТП) районов, а также в зонах ответственности 11 (21 ДТП) батальона 1 полка ДПС (северный) и 6 (19 ДТП), 7 (19 ДТП) батальонов 2 полка ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области.
Распределение показателей детского
дорожно-транспортного травматизма по месяцам
Основные показатели | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль |
август |
сентябрь
| |||||||||
14г. | 15г. | 14г. | 15г. | 14г. | 15г. | 14г. | 15г. | 14г. | 15г. | 14г. | 15г. | 14г. | 15г. | 14г. | 15г. | 14г. | 15г. | |
Кол-во ДТП | 38 | 36 | 35 | 32 | 46 | 40 | 47 | 49 | 83 | 74 | 78 | 75 | 95 | 83 | 80 | 86 |
73
|
56 |
Кол-во погибших | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 4 | 1 | 3 | 3 | 4 | 7 | 6 | 1 |
3
|
5 |
Кол-во раненых | 41 | 39 | 39 | 37 | 47 | 40 | 47 | 53 | 89 | 76 | 82 | 78 | 100 | 87 | 88 | 92 |
74
|
53 |
Тяжесть последствий в % | 0 | 4,8 | 0 | 0 | 0 | 4,8 | 2 | 1,8 | 4,3 | 1,3 | 3,5 | 3,7 | 3,8 | 7,3 | 6,4 | 1,1 |
3,9
|
8,6
|
Из приведенной таблицы видно, что в 1-ом квартале текущего года ежемесячно сокращалось количество ДТП с участием несовершеннолетних. Однако, в апреле, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросло как количество ДТП (+4,3%), так и число пострадавших в них детей (+12,8%). Данная тенденция обуславливается массовым выездом и возвратом жителей столицы за пределы мегаполиса и обратно. В мае, июне и июле отмечается снижение детской аварийности. В августе количество ДТП с участием подростков возросло на 7,5%, но удалось значительно снизить тяжесть последствий ДТП. В сентябре количество ДТП с участием детей сократилось на 23%.
Распределение погибших в ДТП детей
по основным категориям участников дорожного движения
За 9 месяцев 2015 года на территории Московской области зарегистрировано 21 (АППГ - 21) ДТП, в результате которых погибли 22 (АППГ – 21, +4,8%) юных участника дорожного движения.
В 14-ти случаях, когда погибшие дети являлись пассажирами транспортных средств, причинами дорожных аварий стали нарушения правил маневрирования и выезды на полосу встречного движения. 9 детей (64%) перевозились с нарушениями ПДД РФ, без использования спец. детских удерживающих устройств или не пристегнутые ремнями безопасности, что могло стать одной из причин летальных исходов.
Из 3 погибших пешеходов, 1 ребенок переходил проезжую часть в зоне действия пешеходного перехода. Хочется отметить то обстоятельство, что все 3 погибших ребенка находились в сопровождении взрослых. Световозвращающие элементы в одежде детей отсутствовали.
5 погибших являлись водителями транспортных средств, из них 4 ребенка управляли велосипедами, 1 скутером. Только при управлении скутером ребенком использовался защитный шлем.
Пассажиры
2014 год из 12-и погибших детей – пассажиров:
| 2015 год из 14-и погибших детей – пассажиров:
|
Пешеходы
2014 год из 6-ти погибших детей – пешеходов:
ü5 ДТП – вне зоны действия пешеходных переходов; ü1 ДТП – в зоне действия пешеходного перехода.
| 2015 год из 3-х погибших детей – пешеходов:
ü1ДТП – в зоне действия пешеходного перехода; ü1ДТП – на тротуаре; ü1 ДТП – на парковочной площадке;
|
Водители
2014 год из 3-х погибших детей-водителей:
| 2015 год из 5-ти погибших детей – водителей:
|
Долевое распределение погибших в ДТП детей
представлено на диаграмме
Виды ДТП, в результате которых пострадали дети
Самыми распространенными видами ДТП с участием несовершеннолетних являются столкновения транспортных средств и наезды на несовершеннолетних пешеходов. На их долю приходится 224 и 190 дорожных аварий соответственно, что в сумме составляет 77% от общего числа ДТП.
Процентное распределение ДТП с участием пострадавших детей представлено на диаграмме:
Распределение пострадавших в ДТП детей
по основным категориям участников дорожного движения
Дети, пострадавшие в результате ДТП, подразделяются на три категории участников дорожного движения: пешеходов, пассажиров автомототранспорта и водителей вело/мото-техники:
vс участием пешеходов произошло 190 ДТП (АППГ - 202, - 4,6%), что составило 35% от общего числа дорожных аварий с участием детей, в которых 193 (АППГ - 194, - 0,5%) ребенка получили ранения. 55 (28,5%) детей в момент ДТП находились в зоне действия пешеходных переходов. 139 (73%) ДТП произошло с детьми-пешеходами школьного возраста, 51 – с участием дошкольников. 150 (75%) детей в момент ДТП находились без сопровождения взрослых.
Из всех пострадавших юных пешеходов только трое использовали в одежде световозвращающие элементы.
vс участием пассажиров зарегистрировано 270 ДТП (АППГ - 270), что составило 51% от общего числа дорожных аварий с участием несовершеннолетних, в которых 294 (АППГ – 307, -4,2%) ребенка получили травмы. Перевозка 83 (27%) юных пассажиров осуществлялась с нарушениями ПДД РФ, т.е. без применения детских удерживающих устройств и ремней безопасности. В 9 случаях указанное пренебрежение безопасностью детей привело к их гибели.
v с участием детей-водителей зарегистрировано 77 ДТП (АППГ - 103, -25,2%), что составило 14% от общего числа дорожных аварий с участием несовершеннолетних. В результате ДТП с данной категорией юных участников дорожного движения 5 детей погибли (АППГ – 3, +66,6%) и 72 (АППГ - 100, -28%) получили травмы различной степени тяжести. В момент ДТП только в 7 случаях дети-водители находились в сопровождении взрослых. При управлении вело/мото-техникой, в 16 случаях подростками использовался шлем, в 4 случаях юный водитель использовал защитную экипировку.
Долевое распределение основных показателей детской дорожной аварийности за отчетный период, в зависимости от категории юных участников дорожного движения, представлено на диаграммах:
Распределение погибших и травмированных в ДТП детей
по возрастным категориям
В приведенной таблице представлены статистические показатели с учетом распределения пострадавших детей по четырем основным возрастным группам:
Основные возрастные категории | ДТП | |
ДТП | % | |
дошкольники до 7 лет | 163 | 30 |
школьники начальных классов от 7 до 10 лет | 106 | 20 |
школьники средних классов от 10 до 14 лет | 172 | 32 |
школьники старших классов от 14 до 16 лет | 96 | 18 |
Долевое распределение основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма, в зависимости от возраста пострадавших детей, представлено на диаграмме:
70% ДТП приходится на детей школьного возраста, из которых наибольшему риску подвержена возрастная категория от 10 до 14 лет.
Распределение показателей детского дорожно-транспортного травматизма
в зависимости от погодных условий
378 (70%) ДТП, при которых пострадали дети, произошли при благоприятных погодных условиях, тогда как, в 159 (30%) ДТП, неблагоприятные метеорологические явления - пасмурность, осадки в виде снега (дождя), туман могли косвенно влиять на возникновение дорожных происшествий.
Распределение ДТП по времени суток
Период времени | ДТП | Погибло | Ранено |
00ч.00мин. – 07ч.00мин. | 21 | 1 | 24 |
07ч.00мин. – 09ч.00мин. | 33 | 3 | 31 |
09ч.00мин. – 12ч.00мин. | 44 | 0 | 49 |
12ч.00мин. – 15ч.00мин. | 108 | 3 | 112 |
15ч.00мин. – 18ч.00мин. | 130 | 5 | 130 |
18ч.00мин. – 21ч.00мин. | 141 | 7 | 153 |
21ч.00мин. – 24ч.00мин. | 60 | 3 | 63 |
Более половины ДТП происходит в период с 15ч.00мин. до 21ч.00мин. (271 ДТП, 51%). Данная тенденция прослеживается по всем категориям юных участников дорожного движения и связана с увеличением интенсивности транспортных потоков и активным пребыванием детей на улице.
Распределение ДТП по дням недели
День недели | ДТП | Погибло | Ранено |
Понедельник | 60 | 2 | 62 |
Вторник | 62 | 2 | 64 |
Среда | 67 | 3 | 68 |
Четверг | 71 | 2 | 73 |
Пятница | 77 | 4 | 82 |
Суббота | 103 | 7 | 107 |
Воскресенье | 97 | 2 | 106 |
Более половины ДТП (52%) с участием детей регистрируются по пятницам и выходным дням (277 ДТП).
Распределение детей
в зависимости от места жительства
Распределение основных показателей аварийности, в зависимости от мест проживания пострадавших в ДТП детей, представлено на диаграммах:
Место жительства детей | ДТП | Погибло | Ранено | |||
2015г. | % от общего кол-ва ДТП | 2015г. | % от общего кол-ва ДТП | 2015г. | % от общего кол-ва ДТП | |
Московская область | 410 | 76 | 13 | 59 | 426 | 76 |
Другие регионы | 43 | 8 | 4 | 18 | 43 | 8 |
г. Москва | 84 | 16 | 5 | 23 | 93 | 16 |
На территории региона в ДТП получают травмы в основном дети, проживающие и обучающиеся в Подмосковье (76%), в 16% - жители г. Москвы, в 8% - иных регионов.
Диаграммы распределения погибших и раненых детей
по местам совершения ДТП
По местам совершения количество дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадали или погибли несовершеннолетние, распределилось практически поровну между загородной зоной (41%) и городской чертой (49%).
Анализ ДТП, произошедших по вине детей
За обозначенный период виновность в совершении дорожных аварий со стороны детей усматривается в 155 (29%) ДТП (АППГ – 162, - 4,3% ), в результате которых 5 детей погибли (АППГ – 6, -17%) и 153 (АППГ – 157, -2,6%) получили ранения.
Основными нарушениями Правил дорожного движения со стороны детей и подростков повлекшими ДТП стали:
55 (36%) дорожно-транспортных происшествий, в совершении которых усматривается вина несовершеннолетних, произошли по причине перехода проезжей части в неустановленном месте.
ДТП по вине водителей транспортных средств
Виновность со стороны водителей транспортных средств прослеживается в 444 (83%) ДТП (АППГ - 478, -7,1%), в результате которых 18 (АППГ – 20, -10%) детей погибли и 466 (АППГ - 505, -7,7%) юных участников дорожного движения получили различные травмы:
Основными причинами таких ДТП являются:
1. иные нарушения ПДД (нарушения правил движения в жилых зонах, нарушения требований сигналов светофоров, нарушения правил маневрирования, нарушения правил остановки и стоянки, нарушения правил проезда перекрестков);
2. нарушения установленного скоростного режима;
3. нарушения правил проезда пешеходных переходов;
4. выезд на полосу встречного движения;
5. управление транспортными средствами в состоянии опьянения;
6. нарушение правил перевозки пассажиров.
В ы в о д ы
Обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом на территории Московской области остается напряженной. По итогам 9 месяцев 2015 года отмечается снижение количества ДТП и пострадавших в них детей на 6,6% и 7,4%. Однако число погибших в ДТП увеличилось на 4,8%.
(51%) ДТП. Несмотря на проводимые массовые проверки, в каждом третьем ДТП усматриваются нарушения правил перевозки детей. В этой связи необходимо активизировать работу по размещению в СМИ материалов, популяризирующих использование детских автокресел и удерживающих устройств.
С юными пешеходами произошло 190 (35%) ДТП. В 28% дорожных аварий дети находились непосредственно на пешеходных переходах. Вызывает тревогу тот факт, что только в трех случаях дети использовали светоотражающие элементы.
Оставшиеся 77 (14%) ДТП произошли с несовершеннолетними водителями вело/мото-транспорта. В момент ДТП только в 6-х случаях дети-водители находились в сопровождении родителей, 16 юных водителей использовали шлем, 4 - защитную экипировку.
Хочется отметить, что в 18 из 21 (86%) ДТП с летальными исходами усматривается вина водителей транспортных средств. Основная часть погибших детей приходится на пассажиров (14 ДТП, 63%).
По-прежнему, наиболее распространенными видами ДТП с участием несовершеннолетних являются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. На их долю приходится 224 и 190 дорожных аварий, что в сумме составляет 77% от общего числа ДТП.
70% ДТП произошли с участием детей школьного возраста, из которых наибольшему риску подвержена возрастная категория от 10 до 14 лет.
В период с 15:00ч. до 21:00ч. зарегистрировано 271 (51%) дорожно-транспортное происшествие. Данная тенденция прослеживается по всем категориям юных участников дорожного движения и объясняется тем, что именно в указанный временной промежуток школьники возвращаются из образовательных учреждений, спортивных секций и кружков, что совпадает со значительным увеличением интенсивности транспортных потоков, а в каникулярные дни, данный временной период характеризуется пребыванием детей на улице.
Наибольшее количество ДТП с участием детей регистрируются по пятницам, субботам и воскресеньям (277 ДТП), что составляет 52% от общего количества дорожных аварий.
По-прежнему, подавляющее большинство (83%) детских ДТП происходят из-за грубых нарушений (скорость движения, выезд на встречную полосу, проезд пешеходных переходов) ПДД РФ водителями транспортных средств, что свидетельствует о недостаточной эффективности работы дорожно-патрульной службы в данном направлении.
Тревогу вызывает доля происшествий, виновность в совершении которых усматривается со стороны несовершеннолетних и составляет 29%. Наиболее распространенными видами нарушений является переход проезжей части в неустановленном месте (55 ДТП, 36%) и нарушения ПДД юными водителями вело, мото транспорта (51 ДТП, 33%).
С учетом того, что на территории областного региона в ДТП получают травмы в основном дети (76%) проживающие и обучающиеся в Подмосковье, можно сделать вывод о том, что большинство детей до сих не имеют достаточных практических навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. Несомненно, это обуславливается как низким качеством обучения подрастающего поколения «дорожной грамоте», так и беспечным отношением родителей к безопасности собственных детей.
В целях снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма и привития юным участникам дорожного движения навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, Управлением и структурными подразделениями Госавтоинспекции Подмосковья в течение отчетного периода текущего года проделана значительная информационно-пропагандистская работа с привлечением представителей заинтересованных организаций и ведомств.
За 9 месяцев 2015 года опубликовано (вышло в эфир) почти 23 тыс. тематических материалов в федеральных, региональных и местных средствах массовой информации, из них 5,7 тыс. статей выпущены в печатных СМИ, 4,3 тыс. информаций озвучены на радиостанциях, 4,2 тыс. сюжетов показано на телевидении, 8,6 тыс. материалов размещено в Интернет-изданиях.
Руководящим составом подразделений Госавтоинспекции проведено 75 брифингов, 87 пресс-конференций, 193 «круглых стола» по тематике обеспечения безопасности дорожного движения.
Личным составом проведено более 7,1 тыс. профилактических бесед с воспитанниками дошкольных образовательных организаций, 9,5 тыс. - с учащимися учреждений общего и дополнительного образования, 514 - со студентами средних и высших учебных заведений, более 1,4 тыс. в детских оздоровительных лагерях дневного и круглосуточного пребывания детей.
Всего организовано 3461 массовое информационно-пропагандистское мероприятие по профилактике дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, из них 2115 по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Выявлено более 13 тыс. нарушений ПДД РФ со стороны детей и подростков в возрасте до 16 лет.
Управление ГИБДД ГУ МВД России
по Московской области